Вай Кру и Рам Муай

Одним из наиболее характерных для Таиланда традиционных ритуалов является «вай», что приблизительно можно перевести как «почитание». Ритуалы вай пронизывают всю жизнь тайского общества, начиная от ежедневных приветствий и кончая сложными обрядами поклонения богам, предкам, родителям и учителям. Так, например, простейшей формой выражения почитания является складывание ладоней перед грудью. Естественно, что вай присутствует в различной форме и в традиционных боевых искусствах.
Наиболее характерными для Муай Тай являются церемонии инициации ученика «ёк кру», почитания умерших «кру патьяй» и живых учителей «вай кру», а также ритуальный танец «рам муай», исполняемый бойцами перед началом поединка. Слово «кру» дословно означает «тот, кто передает знания». Поскольку культ почитания Учителя вообще крайне развит в Таиланде, то естественно, что это нашло свое отражение и в его боевых искусствах, где знания передаются непосредственно от учителя к ученику. Церемония выражения почтения к учителю «вай кру» практикуется в Таиланде не только боксерами Муай Тай, но и музыкантами, танцорами, фехтовальщиками и даже просто студентами учебных заведений, везде, где присутствует Учитель. Этот ритуал означает проявление уважения не только к конкретному наставнику, но и ко всем учителям данной дисциплины.
Перед поединком оба бойца исполняют церемониальный танец «рам вай кру» в честь своих учителей, духов предков и богов. Под музыкальный аккомпанемент боксер медленно обходит ринг против часовой стрелки, держа правую руку над канатом ринга. В каждом углу он останавливается и совершает поклон, одновременно касаясь ограждения. Таким образом, боец как бы опечатывает ринг от проникновения туда злых духов, которые могли бы помешать его победе, и наделяет пространство ринга своей силой. Возвратившись в свой угол, он опускается на колени в направлении своего дома, тренировочного лагеря или просто лицом на восток, прикрывает глаза перчатками и вместе с короткой молитвой совершает три поклона, касаясь перчатками настила ринга. Иногда, как вариант, боксер, не обходя ринг, сразу после выхода опускается на колени в том направлении, где находится его место рождения и, совершая поклоны по четырем сторонам света, возносит молитву благодарности своим учителям. После этого наступает черед ритуального боевого танца рам муай.
Танец рам муай родился из традиционных ритуалов, выражающих последнее желание бойца перед боем, и является своеобразным методом настройки на поединок. Кроме того, считалось, что магический танец отгоняет злых духов «пхи». В годы правления «короля-Тигра» (Прачао Сыа) церемония боевого танца рам муай приобрела новый смысл, она рассказывала зрителям происхождение бойца, историю его школы, демонстрировала его физическую силу и намерения.
Рам муай играет также роль разминочного упражнения, в которое входят ритуальные, приветственные и танцевальные движения, театрализованная пантомима, а также элементы изученной боксерской техники. Во время исполнения боевого танца боец пытается психологически подавить противника, «стреляя» в него из воображаемого лука или «бросая» копье и имитируя его гибель. Так, боксер «роет могилу» своему сопернику и начинает «утаптывать» на ней землю, либо проводит носком линию и резко ударяет подошвой о землю, что как бы говорит о его готовности драться. Часто противники пытаются «сглазить» друг друга или навести на соперника порчу. Профессиональные болельщики по танцу рам муай всегда могут определить, из какой части страны происходит боец, какой стиль Муай Тай он изучал, какую технику и тактику он избрал в сегодняшнем поединке и многие другие подробности.
В древности тайские воины, исполняя боевой танец на земляной арене, могли определить качество покрытия и выбрать соответствующую тактику ведения боя. Боксер может выполнять рам муай как в полном молчании, так и декламируя особые заклинания или молитвы, отгоняющие злых духов. Очень часто это буддийские мантры, читая которые боксер входит в необходимое для поединка состояние.
Кроме того, на эмоциональное состояние бойца сильно влияет традиционная музыка, сопровождающая все церемониальные действия. Так же, как и сам боксерский поединок, они проходят под обязательный аккомпанемент «живого оркестра» из флейты, цимбал и барабанов. Оркестр «вонг муай» включает в себя пять основных инструментов: индонезийскую флейту «пи чава», индийские сдвоенные барабаны «клонг кэк» с различной высотой тона: «туа пу» (барабан с «мужским (высоким) голосом») и «туа миа» (барабан с «женским (низким) голосом»), еще один барабан южно-таиландского происхождения «кхонг» и металлические цимбалы «чинг».
Первоначально музыкальный аккомпанемент играл роль фона, на котором проходил праздник, однако позднее музыка стала регулировать ход самого поединка. В самом начале, когда бойцы медленно двигаются, исполняя рам вай кру, музыка звучит плавно и спокойно, подчеркивая торжественность обстановки. По мере продолжения боя темп и тон музыки меняются в зависимости от событий, происходящих в ринге, вовлекая зрителей и участников боя в общее действие. Аналогичное музыкальное сопровождение поединков сохранилось в тайском боксе и в наши дни.


  

 

Музыка Вай Кру